Полезный копипаст материал по одному из важнейших направлений в нашей жизни.

Сам текст

Вспомните, когда вы в последний раз слышали упоминание имени Макаренко?

«Сорок сорокарублёвых педагогов могут привести к полному разложению не только коллектив беспризорных, но и какой угодно коллектив». Эта цитата — однаиз самых запоминающихся, на мой скромный взгляд, вошедшая в книгу -собрание сочинений из 7 томов. Автором этой книги является один из самых выдающихся советских педагогов XX века. Это сейчас его система так популярна в Европе, в азиатских странах, но не актуальна в России. Это сейчас и сегодня мы можем всё — осознанно забыть, стереть, не принимать…

Вспомните, когда вы в последний раз слышали упоминание имени Макаренко? В связи с какой-нибудь серьёзной статьёй на тему о воспитании подрастающего поколения? В какой-либо публичной дискуссии о вопросах образования? Сомневаюсь. Скорее всего, в обычном разговоре в ироническом контексте: мол, тоже мне, Макаренко нашёлся…

1988 год специальным решением ЮНЕСКО был объявлен годом Макаренко в связи с его 100-летним юбилеем. Тогда же были названы имена четырёх великих учителей, определивших способ педагогического мышления XX века — это А.С. Макаренко, Д. Дьюи, М. Монтессори и Г. Кершенштейнер.

Произведения Макаренко были переведены почти на все языки народов мира, а его главный труд — «Педагогическую поэму» (1935) — сравнивают с лучшими романами воспитания Ж.Ж. Руссо, И. Гёте, Л.Н. Толстого. Она также названа одной из десяти самых значительных книг по воспитанию XX века. Это ли не свидетельство международного уважения и признания заслуг?

А в России десять лет назад к 115-ой годовщине Макаренко было выпущено 10 000 экземпляров первого полного издания «Педагогической поэмы». Вы скажете, что за странный тираж для многомиллионной читающей страны? Однако издатели до сих пор ломают голову, как реализовать «непродаваемую» книгу.

Несовременно? Неактуально? Наверное, не осталось в педагогике нерешённых проблем, благовоспитанные девочки и мальчики послушно ходят в школу, а детская преступность на нуле?

Почти сто лет назад, заканчивая Полтавский учительский институт, Макаренко писал диплом на тему «Кризис современной педагогики». Кто возьмёт на себя смелость утверждать, что сейчас ситуация в корне изменилась?

Он был странным человеком, этот Макаренко. Проработав два года в нормальной школе, тихий, скромный учитель истории бросает всё и идёт работать директором колонии для несовершеннолетних преступников недалеко от Полтавы. Он руководил ею с 1920 до 1928 гг. и постигал педагогику перевоспитания в боевых условиях, как солдат на поле боя.

Что двигало этим человеком? Ведь было очевидно, что своим решительным поступком он ставит крест на спокойной размеренной жизни. Может быть, та самая активная жизненная позиция, о которой стало немодно говорить в последнее время?

В начале 20-х годов прошлого века в России, пережившей революцию и гражданскую войну, насчитывалось более 7 миллионов беспризорных детей. Они представляли собой огромную социальную беду и опасность. В борьбу с детской преступностью и беспризорностью огромный теоретический и практический вклад внёс А.С. Макаренко. Изобретённая им система перевоспитания полезным производительным трудом в коллективе превращала сборище малолетних преступников в дружную сплочённую команду. В колонии не было охраны, заборов, карцера. Самым суровым наказанием был бойкот, к которому прибегали крайне редко. Когда под конвоем доставляли очередного беспризорника, он брал ребёнка и категорически отказывался принимать его личное дело. Это известный макаренковский принцип авансирования хорошего в человеке! «Мы не хотим знать о тебе плохого. Начинается новая жизнь!»

В эти цифры трудно поверить, но факт — вещь упрямая. Через руки Макаренко прошло более 3000 беспризорников, и ни один не вернулся на преступный путь, все нашли свою дорогу в жизни, стали людьми. Таких результатов не удавалось добиться ни одному исправительному учреждению в мире. Не зря его называют не только теоретиком, но и практиком массового и быстрого перевоспитания.

Макаренко был уверен, что только труд по душе, а не пошив рукавиц и клейка коробочек, способствует успешному перевоспитанию.

С 1928 до 1936 года он руководит трудовой коммуной им. Дзержинского и с нуля строит два завода по производству электромеханики и фотоаппаратов ФЭД, т.е. хайтека своего времени. Дети смогли освоить сложные технологии, успешно работали и выдавали продукцию, пользующуюся огромным спросом. Смело, не правда ли? Попробуйте представить себе колонию для малолетних преступников, которая производит антивирусные программы или компьютерные приставки!

Он был удивительным человеком, этот Макаренко. Вчистую освобождённый от воинской службы по причине слабого здоровья — врождённый порок сердца, ужасная близорукость и ещё целый «букет» болезней, — любил военную форму, дисциплину, армейский порядок. Имея совершенно непрезентабельную внешность — круглые очки с толстыми стёклами, большой нос, тихий хриплый голос — пользовался успехом у красивых женщин. Его, немногословного и медлительного, обожали воспитанники и так ревниво к нему относились, что он решил не жениться, чтобы их не травмировать. Кстати, так и сделал: только оставив педагогическую работу, он расписался со своей гражданской женой. Любил детей, но, к несчастью, не имел своих, однако воспитал двоих приёмных. Девочка, дочь родного брата, белогвардейца, успевшего эмигрировать во Францию, стала впоследствии матерью известной актрисы Екатерины Васильевой. А с любимым братом он поддерживал отношения до 1937 года, пока жена, измученная постоянным страхом ареста, не потребовала прекратить переписку.

Он умер от разрыва сердца в возрасте 51 года, и это был тяжёлый удар для мировой педагогики.

Систему Макаренко изучают и ценят во всём мире. Так, в Японии его работы переиздаются массовыми тиражами и считаются обязательной литературой для руководителей предприятий. Практически все фирмы строятся по лекалам трудовых колоний Макаренко.

А вот в Россию, на родину, его система возвращается в виде зарубежных методик «мозгового штурма», «умения работать в команде», «тим-билдинга», «повышения мотивации сотрудника». Всё это усердно изучается на всевозможных тренингах и семинарах, притом за немалые деньги. А может, проще вернуться к первоисточникам?

ЦИТАТЫ МАКАРЕНКО:

Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.

Если мало способностей, то требовать отличную учёбу не только бесполезно, но и преступно. Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическим последствиям.

Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома.

Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Это особенно заметно в области собственного воспитания… Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать?

Отказаться от риска — значит отказаться от творчества.

Моя работа с беспризорными отнюдь не была специальной работой с беспризорными детьми. Во-первых, в качестве рабочей гипотезы я с первых дней своей работы с беспризорными установил, что никаких особых методов по отношению к беспризорным употреблять не нужно.

Словесное воспитание без сопровождающей гимнастики поведения есть самое преступное вредительство.

Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне… И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения…

С вершин «олимпийских» кабинетов не различают никаких деталей и частей работы. Оттуда видно только безбрежное море безликого детства, а в самом кабинете стоит модель абстрактного ребёнка, сделанная из самых лёгких материалов: идей, печатной бумаги, маниловской мечты… «Олимпийцы» презирают технику. Благодаря их владычеству давно захирела в наших педвузах педагогически техническая мысль, в особенности в деле собственного воспитания. Во всей нашей советской жизни нет более жалкого технического состояния, чем в области воспитания. И поэтому воспитательское дело есть дело кустарное, а из кустарных производств — самое отсталое.

Книги — это переплетённые люди.

Культура любовного переживания невозможна без тормозов, организованных в детстве.

https://skazka-deti.ru/

#Сказкастранствий29 #Детскийотдых29
#Сказка_дети

  •  
  •  
  •  

9 комментариев

  1. Материал от Саши Доржиева.
    https://vk.com/wall153444148_4407?hash=eaf031efa4d477d8d2

    Сам текст.

    Александр Доржиев
    22 окт в 18:28
    В одной из предыдущих публикаций я обещал поделиться конспектом семинара Юрия Гатанова на тему «Эффективное развитие детей». Выполняю обещание:

    У ребенка есть способности к тем предметам, которые он делает в первую очередь. Работа с легкими для него предметами повышает уверенность в себе. Повышение внимания к тем предметам, которые у него не получаются, вызывает неуверенность, зависть к тем, кому они даются легче. Уверенность в себе, высокая самооценка важнее оценок в школе.

    Детей не нужно сравнивать с другими. Только с самим собой. Постоянная работа над улучшением результатов (например, скорость чтения, дальность прыжка и т.д.) и регулярная похвала от родителей. Задача: сделать максимум, что ты можешь! Занятое место не важно. Достигают успехов не просто способные дети, а те, кто постоянно двигаются вперед.

    Хвалить ребенка нужно за достижение результатов, а не просто так. Похвала должна быть за значительное усилие.

    Существуют два вида мотивации:
    1. Избегание неудачи – если не сделаешь, то будет плохо, будут ругать и т.д.
    2. Надежда на успех – когда испытываешь гордость за результат, когда тебя хвалят, тобой восхищаются.

    Мотивация надежды на успех лучше влияет на развитие личности.

    Анализ поражений вызывает эмоциональную привязку к неудачам и приводит к новым поражениям. Про неудачи постоянно напоминают родители и учителя. Неудачи лучше сразу забывать. Если анализировать неудачу, то лучше делать это не сразу. Лучше переключить внимание на что-то другое. Ключ к победе – сам ребенок.

    Нужно привязывать ребенка к победам, удачам. Нужно запомнить ситуацию, когда были удачи и вызывать эту ситуацию и давать себе имя в этой ситуации.

    Мы критичны к детям и не критичны к себе.

    Конфликты между детьми разгораются, когда родители защищают младшего, и прекращаются, когда родители перестают вмешиваться. Однако нужно всегда говорить, что это действие родителям не нравится. «Мне это не нравится». Агрессия самоподкрепляется, и нужно ее пресекать.

    Нужно избегать формулировок «не», потому что ребенок не слышит «не», нужно переключить внимание на что-то другое. Например, если я вам скажу не смотреть в окно, вы обязательно туда посмотрите.

    Интеллект ребенка развивается неограниченной и обогащенной средой. Он должен экспериментировать с какими-то вещами (посуда, одежда).

    Любая новая деятельность развивает интеллект. Это может быть новая игра, новый мультфильм. Повторный просмотр или прочтение успокаивают детей, это нормально.

    Школьники-медалисты имеют мотивацию избегания неудач: идут на компромиссы, занимаются предметами, которые у них идут труднее. А победители олимпиад имеют мотивацию достижения успеха: имеют плохие оценки по другим предметам, но сосредоточены на лучших предметах. Так идут и дальше в жизни.

    Люди, получившие в одной области успешный опыт, переносят его на другие сферы жизни.

    Если ребенок говорит «нет», то это не так уж и плохо. Нужно уметь говорить «нет» в в определенных ситуациях.

    Успех в школе – альтернатива успеху в жизни. Послушность, компромиссность, соглашательство не помогают в жизни. Надо помогать детям в том, в чем они – звезды.

    Домашние задания нужны не для учителя, а для лучшего понимания предмета. Ребенка нужно научит самопроверке.
    Слова учителей не нужно передавать дословно. Родители должны их так интерпретировать, чтобы поддержать ребенка.

    В конфликте между ребенком и учителями нужно всегда быть на стороне ребенка. Родители – это последний оплот ребенка, его крепость.

    Не нужно перевоспитывать учителя. Нужно помочь ребенку.

    Способы управления поведением:
    1. Позитивный: если делает правильно — хвалим, если неправильно – не реагируем.
    2. Негативный: если правильно – никакой реакции, если неправильно – ругаем.
    Хвалить нужно сразу.

    Наказание в принципе неэффективно!
    Нужно задать себе вопрос: мы хотим научить или мы хотим наказать?

    Очень важно доверять свои детям, пусть они верят свои глазам, а не авторитетам.

    Школа не развивает интеллект. Ребенок развивается в кружках и с помощью родителей. Задача учителей и родителей – организация процесса самообучения, создание мотивации.

    Социальный интеллект:
    Ребенку важно понимать психологию других людей, в т.ч. учителей. Если на тебя кричат, дело не в тебе, а том, кто кричит, ему плохо.

    Если у ребенка недостатки, нужно рассказать ему сказку или миф, или придумать самому.

    Сделать из ребенка лидера можно снижением давления, авторитарность заменить доверием.

    Человек должен понимать действия других людей, предвидеть их, предвидеть ситуацию.

    Нужно обсуждать с ребенком свои чувства, чувства ребенка, других людей, фильмы, сказки. Предсказывать возможные варианты развития событий.

    Те, кто оскорбляют, ждут или обиды, или ответной агрессии. Те, кто реагирует подобным образом, снова подвергаются оскорблениям. Дети с высоким социальным интеллектом не реагируют этими способами, защищают себя фольклором (кто обзывается, тот сам так называется, что-то ты все про себя, а про меня ни слова). Таким образом, ребенок не должен отвечать агрессией, а защищаться четко и уверенно. Также он должен стараться не оказываться в неприятной ситуации.

    Ориентация во времени:
    1. Ориентация на будущее: терпение издержек сейчас, чтобы получить больше в будущем.
    2. Ориентация на прошлое: человек делал что-то в прошлом, получил опыт и повторяет это сейчас.
    3. Ориентация на настоящее: дети ищут развлечения.

    Лучше ориентация на будущее. Обучение этой ориентации: даем что-то сейчас мало, но, если потерпит, получит гораздо больше (конфеты, вода, игрушки). Если сейчас вообще ничего нет, то у ребенка нет выбора. Выбор должен быть всегда.

    Ориентация на прошлое тоже очень важна – это корни, база, семейные ценности.

    Качества развития личности:
    1. Работоспособность.
    2. Уверенность.
    3. Мотивация надежды на успех.
    4. Социальный интеллект.
    5. Ориентация на будущее.

    Лидерство, ответственность проявляются в детстве.
    Сначала ребенку нужно предъявить 2-3 требования, потом добавлять по 1 требованию.

    Работоспособность развивается там, где ребенку интересно.

    У ребенка должно быть положительное отношение к стрессовым ситуациям. Нужно вознаграждать, эмоционально подкреплять сразу после мероприятия.

    Родители – это самые большие авторитеты, больше, чем все учителя, вместе взятые.

    Делитесь в комментариях, с каким идеями вы согласны, а с какими — нет.

    Какие еще идеи в области развития детей можете порекомендовать?

  2. Полезный материал по теме.
    https://vk.com/annabarsukova_psy?w=wall-109190188_78574

    Сам текст

    Психология ребенка и не только
    10 сен 2022
    «НАС НЕ УЧИЛИ ТАК ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ»
    ___Мы ломаем.
    Нас так не учили. Наших мам так не растили.
    Стране нужно было, чтобы женщины быстрее выходили к станкам. Им объяснили, что:
    — кормить долго вредно;
    — спать вместе = смерть для ребенка;
    — ребенку все кипятить, даже руки (да, так многих учили: руки в кипяток, прежде чем малыша взять);
    — на руки не брать!
    — хвалить нельзя;
    — что нюни распустил, мальчики не плачут;
    — выпороть = пользы больше будет.

    Ясли с трех месяцев.

    Ключ на шею. За братом присмотри, ты большой уже, тебе семь, куда ты смотришь? Котлеты разогрей.

    У них не было другого сценария. Нет, у кого-то были няни, кого-то не били. Но редко.

    Нас некому было научить. Мы сами.
    — кормить можно, когда просит;
    — спать вместе;
    — носить в слинге;
    — можно не спускать с рук! Совсем! Нет, не привыкнет к ручкам, в два года скажет: «Сам! Уйди, мама!»
    — встречаться с друзьями — и малыша с собой, ему хорошо, если мама рядом;
    — нет, гладить и кипятить не надо.

    А когда в голове звенит то, что говорили нам: «Как же вы мне осточертели», — расслабить нижнюю челюсть, сесть на корточки, глаза в глаза и сказать: «Ты расстроен. Тебе очень горько. Ты можешь поплакать, я буду рядом».

    Мы пишем новый сценарий.

    Наши дети пойдут в жизнь с этим новым опытом. Они будут знать, что можно на ручки, и разговаривать, и плакать.

    Им тоже будет что рассказать своему психотерапевту. Но слом уже произошел.

    Между теми, кому сегодня 40+ и кому 60+, сильнейший конфликт отцов и детей и сотни постов в группах «Токсичные родители». Между теми, кому сегодня 40+ и 20+, этого конфликта нет. Нет конфликта такой силы и драмы.

    Каждый раз, когда мы не наорали. Не дали подзатыльник. Не стали молчать и игнорировать детей три дня. Не сказали: «Да в кого ты такая уродилась-то?»

    Мы положили свежие, теплые доски поверх воняющего болота. Иди, вот тут. Там трясина внизу, но ты не провалишься.

    Нам трудно.

    Но мы не просто воспитываем.

    Мы создаем новые слова, новые сценарии, новые модели отношений.

    Поэтому, кстати, нам с первым ребенком часто сложнее, чем со вторым и дальше. С пятым тебе уже понятно то, что вслепую проходили с первым.

    Я это поняла… поняла из преподавания языка. Когда слышала «не надо мучить ребенка английским до школы». Почему мучить — вот они с восторгом играют в игры на английском, это любимое занятие! А потом поняла: так говорят те, для кого язык был каторгой, зубрежкой, наказанием. Они хотят защитить детей от этого. Но все поменялось. Сейчас язык — то, что можно круто дать незаметно для ребенка.

    В моем детстве бабушка и мама часто говорили, что пока не надо учить меня готовить: «Потом еще намучается». Но за это время готовка превратилась из мучения (найти, отстоять очередь, не отходить от плиты) в очень увлекательный процесс, для моих детей лучший подарок — пустить их на кухню. На день рождения Наташа просит себе кулинарные мастер-классы, а обед и ужин для семерых мы готовим за полчаса.

    Но у них не было других сценариев. Они есть у нас. Мы создаем их сами. Не на ровном месте. Мы создаем их там, где травмы, боль, где у нас все отзывается ужасом.

    Меня поражали всегда грядки в Турции. Понимаете, это вам не чернозём, куда посадил — выросло. Там каждая грядка создавалась руками — по камушку, по песчинке, чтобы под палящим солнцем росли эти помидоры. Потом и кровью. Как у нас. Мы собираем грядки по камушку, чтобы… Чтобы у детей был чернозём.

    Мы идём по сугробам, мы проваливаемся, снег в ботинках, мокро, мы почти уже вот по пояс там.

    А за нами остается лыжня.

    Наши дети поедут по лыжне. Обкатанной, скрипучей и быстрой.

    У нас есть стиралки и мультиварки. Кажется, никогда не было проще быть родителем, чем сейчас. Но нам трудно. Потому что многим из нас не на что опереться. Нечего повторить.

    Нам очень трудно.

    Мы оставляем за собой лыжню.

    Анна Данилова

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча. Решите уравнение Капча загружается...

Подпишитесь на нашу рассылку и присоединяйтесь к 583 остальным подписчикам.