Всем добрый день!

Выкладываю интервью и на своем сайте.

Ссылка на материал в первоисточнике.

Само интервью.

*****

Как и зачем я преподаю в школе финансовую грамотность

Всем привет. Взял еще одно интервью у Александра Бабинцева. Напомню, что Саша — инвестор-пенсионер. В прошлой беседе мы лишь вскользь обмолвились о воспитании детей. Сегодня хочется поговорить об этой теме отдельно.

Соцсети автора:

Стиль, орфография и пунктуация гостя сохранены. Я выделил самые интересные мысли.

Как и зачем я преподаю в школе финансовую грамотность

Слово Александру…

На самом деле, я сейчас преподаю финансовую грамотность в тех школах и ВУЗах, куда меня приглашают. Поэтому в самом начале нашего знакомства сразу хочу отметить, что я не отношу себя к профессионалам мира финансов, как и не считаю себя профессионалом в сфере психологии.

Я просто работаю над своим развитием в этом направлении (на стыке этих миров). Я всего лишь практик, который использует различные варианты решения множества задач в данной сфере.

А началось все с самого детства. Мне всегда нравилось делиться своими знаниями и опытом. Еще обучаясь в школе, я помогал одноклассникам и ребятам с параллельных классов по разным предметам. Занимался подобными вещами и в ВУЗе и практически на всех работах, что мне повезло опробовать.

Ну а к финансовой грамотности и обучению в этой сфере меня подтолкнула сама жизнь. Вернувшись в начале 2016 года в Глазов, находясь в глубочайшей депрессии после развода, я решил изучить этот психологический феномен и пройти все стадии Депрессии самостоятельно.

Находясь на последней стадии ПРИНЯТИЯ я начал искать точки роста. Одной из них оказалась помощь окружающим. На самом деле, не так важно какие у тебя проблемы, потому что на фоне остальных твои проблемы могут не стоить и выеденного яйца.

И я пошел в администрацию города с предложением взять самых отъявленных «негодяев» старших классов со всех школ, чтобы за год поднять их успеваемость и кардинальным образом изменить поведение.

На что получил недоуменный вопрос: А кто я вообще такой? Какое образование имею? И зачем мне все это вообще нужно?

На диплом МГУ я услышал, что это совершенно ничего не значит и ушел ни с чем. Пришел в Сбербанк с предложением обучить их сотрудников тем инструментам, которые они предлагают своим клиентам. Покрутили пальцем у виска и отправили куда подальше.

Казалось бы пора остановиться? Но я люблю сложные задачи. Потому что они требуют интеллектуальных усилий грамотно организованных во времени.

И поняв систему стратегического развития еще в детстве я полюбил делать невозможное. Невозможное для окружающих, но не для меня. Потому что я познал основной ингредиент Стратегии – ВРЕМЯ. Оказывается, нужно просто дать себе время!

Именно поэтому, когда все уже сдались, я только начинаю. А медленный и поступательный рост неминуемо ведет к успеху. А никак не броуновские попытки шоковых конвульсий в разные стороны.

Меня постоянно упрекают, что жизнь ранних пенсионеров лишена смысла. Дескать, мы деградируем. У нас нет амбиций. Что ты на это ответишь?

Меня самого в этом постоянно упрекают. Но давайте обратимся к сути понимания процесса.

Разве можно объяснить человеку, который заботится только об удовлетворении своих базовых амбиций то, что существуют другие, более важные вопросы?

Порой, пробить жесточайшую стену сопротивления, чтобы снять приобретенные со временем Шоры Обреченности, бывает очень сложно.

Именно поэтому я большее время уделяю студентам и школьникам. То есть, детям, потому что они еще не успели ввести себя в подобное состояние.

Далеко не с каждым взрослым я сейчас буду работать. Для начала мне потребуется искреннее личное желание человека измениться. Во всех остальных случаях – это бесполезная трата времени. Как моего, так и обратившегося ко мне человека. А так как со временем мы понимаем и осознаем реальную ценность этого уникального ресурса, то больше не хочется раздавать его понапрасну тем, кто этого совсем не достоин.

Например, человек Бизнеса мне может сказать, что я ращу тунеядцев, которые ни на что не способны, кроме инвестиций. Или обычный работяга считает, что мои ученики-школьники не способны оценить стоимость-ценность заработанных денег.

Представляете? Да они знают о стоимости Денег куда больше своих родителей и своих сверстников. Потому что усердно работают, пока одни тратят жизнь на удовлетворение чужих желаний и амбиций, а другие прожигают ее понапрасну в бесконечных тусовках тщеславия и порока.

Меня самого часто упрекали, что я живу в будущем, откладывая свое потребление и ограничиваю себя во всем. Коллеги, если откладывать 10% от наших доходов – это ограничивать себя во всем, значит вы не понимаете элементарной математики. А вдобавок еще и обрекаете себя на никчемное прозябание и нищенскую государственную пенсию.

Во время обучения в ВУЗе я работал на 2-3 работах одновременно. Этому и много чему еще я обучаю ребят. Которые уже сейчас обучаясь в ВУЗах поступают подобным образом. И говорить в подобной ситуации о том, что я ращу тунеядцев просто нелепо.

На самом деле, я и сейчас, живя в Глазове, работаю на 5 работах. Разумеется не ради денег. Здесь мало у кого найдется достойная моего личного времени зарплата. Да, потому что я точно знаю — сколько я стою. Как и точно знаю, сколько мне лично необходимо денег на жизнь.

И если бы хотя бы 20% людей работали также, то мы жили бы совершенно в другой стране, как по достатку с комфортом, так и по уровню развития.

Подавляющее большинство людей не имеет Цели, плывут по течению и обвиняют всех в своих неудачах. То есть, даже не способны нести ответственность за свою жизнь.

Разумеется, им становится обидно от того, что какие-то дети зарабатывают больше. Отсюда и идет подобная неприязнь, хотя, по сути, это отрицание нового себя. Потому что придется серьезно потрудиться. А ведь мы так привыкли к халяве. (По щучьему веленью, скатерть самобранка, золотая рыбка, серебряное копытце, продолжать можно долго)…

Другая сторона вопроса заключается в том, что миллиардерами становятся только недостойные люди. Очередное ложное утверждение – заблуждение, коих можно встретить огромное количество. Которая, по сути, является отличной отмазкой, привитой нам с детства социалистическим прошлым.

У тебя несколько волонтерских проектов. Один из них связан с преподаванием в школе. Почему именно это направление?

Потому что только помогая другим, искренне отдавая себя мы можем получить намного больше обратно. Только делясь любовью и добром мы получаем взамен еще больше. Это питает меня. Заставляет подниматься с кровати по утрам.

А что еще?

Когда вы достигаете определенного размера Капитала у вас появляются привилегии выбора на кого или на что тратить свое время.

Поэтому очень важно позаботиться об этом заранее.

Подавляющее большинство людей этого боится, потому что не готово эмоционально к выходу в самостоятельное плавание. Капитал уже позволяет, но физически человек не способен взять такую ответственность на свои плечи.

Вот поэтому я обучаю ребят с ранних лет решению тех вопросов, с которыми им предстоит столкнутся в будущем.

Потому что стать богатым просто, с точки зрения технических аспектов это настолько элементарно, что у меня школьники младших классов искренне удивляются почему в современном мире так мало богатых людей.

А вот позволить себе стать независимым для большинства людей слишком тяжкое бремя, потому что мы с рождения привыкли к тому, что все решения принимаются за нас (в саду, в школе, ВУЗе, на работе).

Именно поэтому достигнув уровня финансовой независимости большинство продолжит ходить на работу по привычке. Потому что это просто удобно. И не нужно нести ответственность за свою жизнь, когда мне каждый день говорят, что я должен делать.

К этому моменту необходимо готовиться заранее, чтоб не спугнуть богатство. То есть, задача инвестора заключается в поиске себя, а затем и в обретении самого себя. При этом, мы способны находиться в состоянии гармонии с собой и миром.

Много ли таких людей на планете?

Как показывает мой личный опыт – не много, я бы даже ответил катастрофически мало, учитывая наши возможности и потенциал. Все потому что нас не учат тем вещам, что пригодятся в жизни. По-настоящему важным вещам!

Нас не учат быть родителями. Нас не учат быть богатыми. Нас не учат способности искренне делиться с миром, получая намного больше обратно.

Нас учат, что лишь через боль, усилие и невероятные трудности можно обрести ВСЕ! Нас не учат даже тому, что ВСЕ у каждого будет свое. Вот мы и гоняемся всю жизнь за чужими мечтами, упуская свою персональную птицу счастья.

Совершенно случайно я нашел себя сейчас в преподавании. То есть, в 2019 году Ленивая Инвестиционная Блондинка неожиданно стала училкой. Как долго это будет продолжаться, я не знаю. Пока мне интересно. Но может через пару лет я решу посвятить себя чему-то другому…

Кругосветка, Гималаи, Сельское хозяйство, приют для бездомных животных. Я правда не знаю что меня ждет в будущем. В этом непредсказуемом таинстве и заключается прелесть нашего мира.

С некоторых пор, я не ограничиваю себя чужими предрассудками. Просто живу в свое удовольствие. D рамках УК РФ разумеется.

То есть, главный вопрос на ответ, почему я занимаюсь именно этим направлением в данной ситуации будет прост — потому что мне сейчас интересно.

Это и правда веселее работы за деньги? Зачем тебе волонтерство?

Частично уже ответил на этот вопрос. Разумеется, это гораздо интересней работы за деньги. Потому что мной никто не управляет и не заставляет что-либо делать.

Чаще всего на наемных работах я тратил значительную часть времени впустую. Я с детства люблю свободу. Именно она дает мне колоссальную продуктивность.

Очень сложно объяснять самодурам на работе, занимающим должности повыше, что мы по сути своей работы маемся дурью. Поэтому не так важно, чем лично я буду заниматься. Гораздо важнее, что меня не будут ограничивать недостойные моего времени начальнички.

За Свободой идет универсальный священный источник энергии. Любовь искренняя, светлая, чистая и добро. Которой делясь — отдавая, мы получаем много больше обратно. Вот он вечный двигатель!

Я могу любить человека на расстоянии. Это придает мне сил и уверенности. Даже если другой человек об этом не знает. Меня научила этому новая жизнь и разлука с дочерью. Мне не нужны энергетики. Мне не нужны внешние факторы для придания ускорения внутренней мотивации. Я научился черпать энергию извне.

Да и не так много надо для гармоничной и счастливой жизни, как принято считать большинством… Коротким ответом на два последних вопроса станет Свобода и Источник Безграничной Энергии.

Как тебя пустили в школу? Ведь там одни бюрократы. Куча согласований, скепсиса.

Да, это было не просто. Но я люблю невыполнимые задачи. После того, как я получил завуалированный ответ из администрации, решил сменить тактику. И пройтись по школам. С первой попытки, разумеется, не пустили.

Но как сказал Мастер Угвей из мультфильма Кунг-фу Панда: «Случайности не случайны». После выхода из депрессии я определил для себя несколько направлений развития. Одним из них стал Спорт. (Надо отметить, что сейчас я веду в нашем городе такое направление, как — Воркаут, работаю тренером, а не так давно мы открыли еще и Паркур).

Как и зачем я преподаю в школе финансовую грамотность

В 2016 году я подготовил и разработал комплекс упражнений на турниках и брусьях и стал заниматься на ближайшей качественной площадкой от своего дома у одной из школ города.

Приходил туда обычно перед обедом. Чистил площадку от снега, занимался и уходил на обед. Меня заметила Директор школы. Некоторое время наблюдала и потом пригласила к себе побеседовать.

Я рассказал о своем опыте работы, образовании, направлениях развития и других аспектах своей жизни. После чего она предложила провести ознакомительную встречу со старшеклассниками.

Первой темой мы выбрали Карьеру и Образование. На каждую тему я брал подготовку неделю и проводил занятие. Потом прошел еще раз по школам уже с рекомендациями директора, зама и некоторых учителей. Благодаря чему стали приглашать и в другие школы.

На следующий год занятость выросла, и я собрал учеников желающих продолжать занятия в одной из городских библиотек. С тех пор, уже на протяжении трех лет эти занятия проходят регулярно, каждую субботу с 15 до 17 часов в библиотеке Набережного филиала.

Во время моих поездок занятия ведут наши «старички» или мы ведем их удаленно по скайпу. География встреч получается уже достаточно обширной.

Совершенно случайно мои личные тренировки переросли в общественные. Я собирал ребят в команду, чтобы быстрее расти и делиться опытом. И мне предложили стать тренером. Я прошел переподготовку в ГГПИ (пед институт) и стал официально работать тренером, вести Открытые Тренировки по Воркауту.

Да и с дипломом педагогического ВУЗа двери остальных учебных заведений стали открываться быстрее. Каждый год, набирая новые группы, мы заметили, как сильно отличается уровень восприятия информации среди слушателей. Поэтому я подготовил еще один курс по Адаптивным Чтениям, где готовлю ребят к более серьезным занятиям в библиотеке.

Эти занятия стал вести в ДДК (детский дом культуры). Через год получил еще один диплом по специальности Педагогика и Психология. Ввел еще один курс для первоклашек. Но сейчас пришлось его оставить, потому что занятость выросла в разы.

На данный момент хожу по школам и ВУЗам по приглашению учителей и родителей, в том числе и в других городах. И единственным документом, который требую я, для проведения занятий это согласие родителей.

Как к этому относятся родители детей? Наверняка есть недоверие.

Так как занятия со студентами и школьниками я провожу бесплатно, это вызывает массу подозрений. Люди не привыкли к такому обращению. Хотя, некоторые начинают наглеть и здесь.

Сейчас все намного проще. Родители сами следят за моей работой в социальных сетях и приглашают на занятия лично. Поэтому всю работу по согласованию занятий они проводят самостоятельно. Мы лишь согласуем время встречи.

Я очень ленивый человек, поэтому и организую свою работу именно таким образом. Согласия от родителей необходимы мне, чтобы ограничить себя от глупости некоторых странных личностей.

Сейчас родители и педагоги сами заинтересованы в этих встречах, поэтому таких проблем у меня не возникает. Если родители не согласны, их ребенок не присутствует на занятии. Но пока такого не было. Обычно класс присутствует на занятии целиком, кроме заболевших. Так же на уроке присутствует преподаватель, а иногда и некоторые из родителей, что организовали нашу встречу.

С какого возраста можно учить детей финансовой грамотности? И почему?

На мой взгляд, обучать этому вопросу необходимо с самого раннего детства. И основной вопрос заключается в том, а кто, собственно говоря, будет нас этому обучать?

Например, я начинал учиться у своих родителей. Которые дали мне очень много, научив меня сберегать и сохранять. Правда они не могли научить меня зарабатывать по-настоящему большие деньги и уж тем более их разумно инвестировать. Мне пришлось учиться этому самостоятельно. На что у меня ушло достаточно большое количество времени.

С самого раннего детства я всегда знал, что буду обеспеченным человеком и смогу жить на проценты. Еще в третьем классе, как только нам дали умножение на уроке математики, я вывел формулу сложного процента и все мои тетрадки в клеточку были исписаны этими загадочными цифрами.

В тот момент из всех инструментов доступных моему сознанию были только Депозиты и Недвижимость. К сожалению, для подавляющего большинства и сейчас востребованными остались именно эти инструменты. Хотя, к ним добавился еще один не столь эффективный, как валюта.

У моих родителей не было даже депозитов. Зато, как только мне исполнилось 16 лет, получив свой первый паспорт, я открыл свой первый депозит под 48 % годовых. При этом, создал лесенку из вкладов, чтобы сделать капитал мобильнее и повысить его эффективность.

Кто меня этому учил? Правильно, никто. Возможно, что в прошлой жизни я был финансистом, иначе, откуда в моей голове всегда имеются различные схемы движения Капитала и распределения Денежных потоков, для получения максимальной продуктивности…

Свою дочку я начал учить обращению с Миром Финансов и Деньгами в частности с самого раннего детства. Она еще не понимала оценочной стоимости денег, но очень хорошо знала, что если принести денежку с Мишкой в банк, то через год можно забрать ее обратно, а вместе с ней еще и денежку с Большим Театром.

Мы вместе ходили по магазинам, в банки, управляющие компании и даже в налоговую. И здесь я получал дополнительные бонусы помимо обучения своего ребенка. Люди привыкли видеть мамашек с детьми. Ну а папа с ребенком, тем более с девочкой, вызывает дикий восторг и умиление. Благодаря чему нас много где пропускали просто без очереди.

Сейчас моя доча в 9 лет способна управлять своими деньгами намного эффективнее, чем ее мама. Даже в свои 4 года она делала это лучше. Именно поэтому я настаиваю на раннем развитии в этом направлении.

Ну а так как наши дети учатся у нас, то и мы обязаны соблюдать все эти правила сами. Иначе толку от этого обучения не будет никакого!

Это все равно, что учить переходить улицу на зеленый, а самому перебегать на красный. Или говорить о пагубном влиянии вредных привычек с сигаретой во рту и бутылкой пива в руке.

Каждый раз в магазине у нас был уговор, что дочка может выбрать самостоятельно три любых товара, у которых на ценнике указано 2 цифры. И если она находила что-то еще, то от одного из товаров приходилось отказываться. Что совершенно не вызывало никаких истерик. Ребенка необходимо научиться слушать и слышать, не забывая при этом, что сам то ты взрослый.

Сейчас мы слишком хорошо живем. От этого слишком сильно балуем детей. При этом, чересчур оберегая, лишаем их самостоятельности. Некоторые мамашки наседки совершенно не дают прохода своим детям, а потом удивляются в кого вырос этот детина таким поцсем.

Другие наоборот, слишком заняты собой или работой и не уделяют должного внимания своим детям, удивляясь в старости, что их самих игнорируют.

Вы получите ровно столько, сколько вложили сами. «Общаться с ребенком. Как?» вам в помощь от Юлии Борисовы Гиппенрейтер.

Сохранять деньги мы с дочей научились очень рано (то есть, не тратить их понапрасну). Распределять деньги мы научились в 6 лет вместе с «Псом по имени» Мани Бодо Шефера. Когда я готовил свой первый курс со школьниками младших классов.

Инвестировать сохраненное мы научились с 6 лет. И сейчас ближе к концу лета, когда доча собирается в Москву мы выбираем, какие именно акции купить в ее собственный инвестиционный портфель. Делаем это всего лишь раз в год.

Есть ли у детей мотивация слушать тебя? Если да, то какая?

Разумеется, у ребят нет никакой мотивации, выслушивать тот материал, с которым я к ним пришел. В этом и заключается моя задача, как педагога, найти ее эту самую мотивацию. При этом, я всегда стараюсь работать с внутренней мотивацией, потому что внешней не хватает надолго. А наши занятия обычно растягиваются на час полтора.

Именно поэтому, давая один и тот же материал, в каждой новой аудитории я делаю это по-разному. Выстраивая обратную связь со слушателями.

Учитывая, что дети самая серьезная аудитория, ведь они не будут слушать, когда им не интересно. Они сразу начнут отвлекаться. Это не взрослые, которые могут отрабатывать трудовую повинность или имеют достаточную личную мотивацию, приходя за материалом.

Поэтому я удерживаю мотивацию на 1-3 встречи. После чего, заинтересованные ребята приходят ко мне на регулярные занятия. С другой стороны, я сам не могу ответить на этот вопрос непредвзято. Я могу лишь констатировать факт, что ребята слушают и не всегда отпускают даже после окончания занятий.

Однажды меня пригласили провести занятия в старшую группу детского сада на 20 минут. Так ребята не отпускали меня и через 40 минут занятий. В целом, вопрос насчет мотивации я считаю очень серьезный. К сожалению нас этому тоже не учили.

Я всегда стараюсь работать с внутренней мотивацией человека или группы. При работе с группой имеются свои дополнительные особенности. И если мне удалось найти эту мотивацию, то внимание будет приковано к теме нашего занятия на всем протяжении встречи.

Плюс я всегда стараюсь переходить в процессе подачи материала на уровень ребят, то есть по сути, говорить на понятном для них языке. Это еще больше сближает.

Ну и последнее, я работаю по заранее подготовленным заготовкам. Например, для школьников младших классов мы начинаем наши занятия с темы Нефть и Геология. Затем общаемся о Деньгах и Финансах. А на третьем и последующих занятиях, когда ребята ко мне привыкли, я начинаю отвечать на любые вопросы.

При этом, когда я использую заготовки у меня не бывает двух одинаковых уроков. Каждый раз я даю материал по-разному. В зависимости от реакции аудитории. То есть, подстраиваюсь под их уровень восприятия информации.

И даже взрослые, которые побывали на двух одинаковых уроках, говорят большое спасибо, потому что узнали много нового, чего не было в прошлый раз.

При этом, дети сконцентрированы на материале внутренней мотивацией, потому что потом с интересом пересказывают все своим родителям. Ну по крайней мере, некоторые из взрослых мне об этом говорили.

А еще говорили, что половина класса желает стать геологами, вторая половина финансистами и все без исключения спортсменами!

Из чего состоит программа? Это лекции, игры или что-то другое?

Как сказал ранее, для школьников младших классов есть курс из трех встреч – занятий.

  1. Геология, нефть.
  1. Деньги, финансы.
  2. Ответы на любые вопросы.

Был курс для младших школьников по книге Николая Носова «Незнайка на луне». Сейчас на этот проект у меня просто нет времени.

Есть курс для школьников средних и старших классов, а также студентов по книге Бодо Шефера «Пес по имени Мани».

Есть курс Практикующий Инвестор для старших школьников и студентов.

Есть курс ШиреМысли для старших школьников и студентов, где я выступаю лишь куратором, а ребята все делают самостоятельно.

Веду свой собственный курс Философия Инвестиций в ГГПИ (в педагогическом институте).

Веду экономику и другие предметы в различных учебных заведениях.

По приглашениям выезжаю с лекциями в другие города.

Многие занятия провожу в игровой форме. Игру могу придумать прямо на занятии или если необходимо решить вопрос привлечения дополнительного внимания и интереса к программе.

Летом 2018 или 2017 года создал игру Финансовый супермаркет. Приватизация 2.0 где в игровой форме объясняю, как работают реальные рыночные механизмы.

Игра имеет некоторое количество уровней, в зависимости от компетенции игроков, чтобы удерживать интерес. В зависимости от количества участников игра может продолжаться от 2 до 5 часов.

Параллельно я раскрываю огромное количество вопросов связанных с миром финансов. Указываю на ошибки большинства, в том числе и на те, что совершил я сам. После чего раздаю лайфхаки, как себя вести в той или иной ситуации.

В общем, я в любой аудитории подстраиваюсь под слушателей.

На мой взгляд, задача хорошего продавца заключается не в том, чтобы впарить товар, а в том, чтобы создать на него спрос. В этом плане хороший педагог это в первую очередь продавец, который должен привить тягу к самостоятельному поиску знаний в своем направлении.

Сейчас мне приходится работать и со своей дочкой, чтобы современная система образования не убила в ней ту самую тягу к самостоятельному поиску знаний…

Вот вы читаете вместе условного “Пса по имени Мани”. Современные дети не осознают прочитанного. Спрашиваешь о чем книга. Они отвечают — про собачку. Можно ли научить их переваривать информацию? Если да, то как?

Мой ответ на этот вопрос – однозначное ДА! Что уже подтверждается фактами. Наши старички, это ребята, кто занимались с основания курса Практикующий Инвестор, сейчас зарабатывают самостоятельно в свои 16-18-20 лет. Некоторые из них зарабатывают больше своих родителей в несколько раз.

Я специально разбил курс на 3 направления. У нас остались Адаптивные Чтения, где я готовлю ребят к следующему шагу и переходу на курс Практикующий Инвестор.

Еще одним направлением стал клуб ШиреМысли, где ребята все занятия ведут самостоятельно и выступают с докладами по абсолютно разным направлениям и темам.

Адаптивное чтение это не просто чтение книги «Пес по имени Мани». Это много больше чем чтение. Это настоящая философия, обсуждение, интеллектуальное развитие и адаптация к современным экономическим реалиям в России и в мире. Да, они отличаются. Но теоретикам об этом ничего не известно, как и обывателям. Они даже не хотят развиваться в этом направлении, потому что итак уже все знают. На что я сейчас отвечаю – прекрасно. Кто-то же должен выполнять и такую работу…

То есть, по сути, я учу читать книгу. Учу сомневаться в написанном. Учу задавать вопросы, исследовать. Учу искать факты, а потом учу применению этих знаний на практике.

Можно долго учить человека кататься на велосипеде. Можно даже защитить докторскую диссертацию по этой теме. А можно просто сесть и поехать. Да, существует вероятность падения. Но в первом то случае существует вероятность вечного прозябания на обочине…

Практически на каждом занятии я предупреждаю своих учеников: никому не верьте, в том числе и мне, услышали информацию, проверяйте факты.

Я ращу ни в коем случае не тунеядцев. Я ращу человека думающего, человека сомневающегося, человека развивающегося. Учу ребят не только поиску данных, но и их практическому применению. Учу ошибаться и исправлять ошибки.

Мы изучаем не то, что написано в книжке. Мы исследуем то, что сказано между строк. Книга для нас является лишь картой с некоторыми реперными точками для ориентира. А исследуем мы гораздо больше, при этом, каждое направление изучаем с разных сторон.

В некоторой степени я учу ребят жизни исходя из своего личного опыта, чтобы они в будущем не допускали тех же ошибок, что совершил я сам.

То есть, объясняю возможные вероятности тех или иных событий с привязкой к получаемым последствиям и горьким сожалением от упущенных возможностей. Из-за ложной зашоренной обреченности.

В общем, научить переваривать информацию проще всего на личном примере. При этом, ваши слова не имеют права расходиться с вашими собственными действиями. Это моментально инфлюирует значимость всех ваших слов и поступков.

Как объяснить ребенку, что новый Айфон — дурацкая цель? Ведь дети в школе транслируют модель поведения родителей. Хвастаются, стыдят друг друга.

Здесь у нас вскрываются сразу две проблемы.

Первая — это Неуверенность в себе, а вторая — Концентрация на ложных (чужих) целях. Этому не научат в школе или институте. Не каждый родитель способен объяснить это своему ребенку, потому что сначала некогда, а потом не получается. Особенно в момент общения с ершистым подростком родители неожиданно вспоминают о воспитании.

В такой период не стоит воспитывать. Момент уже упущен. Остается только ждать. Дать возможность переварить этот гормональный коктейль с надеждой, что чадо не вляпается в крупные неприятности…

Некоторые родители приходят ко мне с просьбой изменить своего ребенка за месяц. При этом, сами то они портили его уже на протяжении 15 лет…

Интересная ситуация? В этом случае, необходимо работать в первую очередь не с ребенком, а с родителем. С ребенком можно работать чуть позже, когда родитель возьмет ответственность хотя бы за свою жизнь на себя.

Итак. Предлагаю начать с уверенности в себе, а точнее ее отсутствии, то есть — неуверенности в себе. Здесь как нельзя кстати подойдет опять-таки книга Бодо Шефера «Пес по имени Мани». Да, эта книга настоящая кладезь знаний. Она поможет воспитать уверенность в себе, не только у подростка, но и у взрослого, который упустил из виду часть своего развития. Осознание этого процесса обесценивает работу большинства психологов за ее практически полной ненадобностью.

Мы с ребятами работаем по Созданию и ведению Дневника Успеха. Даже с некоторыми взрослыми я прорабатываю эти вопросы.

Касаемо концентрации на ложных целях и уверенности в себе все занятия со старшими классами, то есть с подростками я начинаю с ЧСВ или ЧСЗ (Чувство собственной значимости или важности).

Немногим родителям знакомы эти понятия, но чтобы сразу расставить все точки над и мы начинаем именно с решения данного вопроса. Тогда ребята понимают, что корона то мне точно не жмет…

Именно неуверенность в себе заставляет человека прикрываться всякими дорогими побрякушками. Потому что внутри нет никакой силы, только пустота и страх. Отсюда дорогой костюм, часы, смартфон, машина, квартира, золотой унитаз и прочая излишняя роскошь. По сути своей все это лишь пыль в глаза, чтобы скрыть свою никчемность.

Уверенный в себе человек, даже в обычной повседневной жизни остается самим собой. Ему ни к чему маски. Он сам выбирает круг своего общения. И без проблем фильтрует мусор на своем пути.

Подросткам же еще сложнее. Они еще не осознали себя в новом меняющемся мире. При этом, они чувствуют свою независимость от родителей и всячески отталкивают от своих границ родных. Но при этом, те же самые независимые дома ребята, чувствуют жесточайшую иерархическую зависимость в школе. Где небольшая горстка авторитетов диктует остальным правила игры. И не дай бог тебе здесь выделяться – останешься изгоем до конца школы. Вот она зависимая независимость!

Откуда я это знаю? Я всегда был не таким как все. В школьные и студенческие годы я казался и был слишком взрослым. Сейчас веду себя излишне молодцевато…

Это не нравится людям. Они не любит, когда кто-то в их окружении начинает выделяться. Потому что это вскрывает собственную ущербность или никчемность прозябания жизни. Поэтому они моментально тащат его обратно на дно, как поступают крабы в попытках выбраться из ведра. Где все находятся в равных условиях.

Ложные цели нам говорят об отсутствии понимания своих истинных мотиваторов в жизни. Чаще всего они раздаются ложными авторитетами. Или приобретаются в процессе зашоренности в период построения обычной карьеры.

При отсутствии внутренней мотивации происходит раннее выгорание, после чего наблюдается полная или частичная апатия к жизни и всему что нас окружает.

Я думаю, каждый знаком с таким человеком, который плывет по течению в ожидании, когда же прекратится вся эта ересь и я окажусь на райском острове в бунгало в окружении своей прислуги, беззаботный и невероятно счастливый.

Но единственным вариантом ответа становится НИКОГДА, потому что человек уже боится сойти с этого беличьего колеса – аттракциона безумия. Потом у что можно упасть, лишившись вообще всего.

Уж лучше старое и кривое, но свое…

Коротко отвечая на поставленный вопрос, я скажу – на своем личном примере, воспитывая уверенного в себе человека.

На своих уроках ты учишь детей только бережливости и накоплению? Или в программе есть знания про бизнес, самореализацию, развитие таланта?

На наших занятиях мы изучаем гораздо больше.

Бережливость и накопление это всего лишь одна часть формулы приобретения Благосостояния. Хотя и не маловажная. Потому что не так важно, сколько ты зарабатываешь. Гораздо важнее, что у тебя остается на инвестиции.

Большинство людей не в состоянии при ведении бюджета создавать положительную дельту между своими Доходами и Расходами. Понятно, что им нечего инвестировать. Понятно, что им будет очень сложно стать обеспеченными.

Разумеется, мы занимаемся вопросами дополнительного заработка и инвестициями.

Мы занимаемся Философией Финансов. Изучаем вопросы Бизнесов (создания, развития и оптимизации). Обсуждаем примеры. Ищем неэффективности. Я учу ребят зарабатывать на этих неэффективностях. И чем масштабнее они будут, тем больше можно будет с их помощью заработать.

Параллельно мы занимаемся вопросами саморазвития во всевозможных направлениях. У нас нет никаких ограничений кроме УК ФР. Говорим о реализации своих возможностей, говорим о развитии потенциала и поиске новых направлений.

Обсуждаем множество противоречивых задач. Стараемся изучать СЛОНА со всех сторон, четко аргументируя свою позицию с точки зрения практики, опираясь на факты и то, что любые наши суждения могут оказаться ложными. Потому что ошибки это хорошо! Ошибки это наш опыт. Нужно только научиться с ними правильно работать, чтобы не наступать на одни и те же грабли постоянно. Обычно одного раза бывает достаточно.

Параллельно мы занимаемся продажами. Я учу выстраивать долгосрочные Стратегии, чтобы у ребят не было конкурентов по жизни. Я учу продавать грамотно (не впаривать Лохам), а создавать долгосрочный устойчивый спрос.

В принципе, совершенно в любой сфере, я учу применения Временного фактора, который позволяет нам, двигаясь поступательно, достигать впечатляющих результатов со временем. И оставлять всех конкурентов далеко позади. То есть, по сути, у нас вообще практически не существует конкурентов. Потому что большинство сдается намного раньше. В тот самый момент, пока мы только начинаем.

Понять это бывает сложно, потому что зачастую нас окружают временщики. Те, кто желает получить все и сразу. Но времена хвачей прошли. Пришло время Стратегов. И я надеюсь, что мой опыт сослужит ребятам неплохую службу.

Как объяснить ребенку, что не все взрослые — авторитеты? Кого ему стоит слушать, а кого нет?

На своих занятиях я всегда говорю ребятам – учитесь у тех людей, кто сейчас живет так, как вы хотите жить в будущем.

На что некоторые взрослые сразу встают в позу, мол для чего опытному бизнесмену или инвестору общаться с начинающими малышами? А вы пробовали к нему обращаться, прежде чем делать выводы?

Когда человек достигает определенного уровня развития, ему хочется поделиться своим опытом. Поэтому некоторые из них начинают заниматься наставничеством.

Ты ничего не унесешь с собой в могилу, ни деньги, ни опыт, ни бизнес.

Понимая эти элементарные истины, человек приходит к выводу, что единственным значимым смыслом нашей жизни является передача информации. Изначально на генетическом уровне, с помощью рождения ребенка. Но оказалось человек в этом вопросе многократно превзошел животных и научился передавать информацию другими способами, через обучение с помощью сохранения знаний на различных носителях.

И то, что в 15 веке являлось ересью, в 17 было доступно не многим, сейчас знает практически каждый ученик старших классов. Понимая это, у нас не будет зашоренности в поиске наставников.

Понятно, что для привлечения внимания Уоррена Баффета, мне потребуется изрядно потрудиться. Но я могу найти похожего по образу мыслей человека даже в ближайшем окружении.

Все зависит от того, какую задачу я поставлю своему супер компьютеру. Найти оправдание или решение. Большинство согласно на оправдание и отмазки.

Для того чтобы объяснить ребенку кого стоит слушать, а кого не стоит, необходимо уделять ему внимание с самого детства и работать над его развитием. Тогда и подобного вопроса даже не возникает.

На своих занятиях я всегда учу никого не слушать, в том числе и меня. Услышали информацию, проверяем факты! Постоянно об этом повторяю. И обучаю тому, как эти факты искать. Не ложные выводы, а сами факты – в первоисточнике!!!

Научить ребенка сомневаться в чужих суждениях, это процесс не быстрый.

Хотя с детьми все происходит намного проще, чем с закостенелой упертостью взрослого человека. Потому что происходит понимание того, что ты сам живешь как то не так. И для того чтобы не разрушать прежние устои признав свою никчемность в некоторых вопросах, проще оставить все как есть. Уютно устроившись в своем теплом болотце.

На самом деле, объяснить, кого стоит слушать, а кого не стоит достаточно просто. Перед тем как принимать решение, необходимо понаблюдать за человеком некоторое время, годик другой. Затем сравнить, как соотносятся его дела и поступки с тем, что он транслирует своими речами и образами.

Мало кто способен за такой промежуток времени не явить свою истинную сущность. Обычно хватает и нескольких месяцев, чтобы понять, кто есть кто.

Потом будет хватать и нескольких минут, чтобы понять сущность человека. В крайнем случае, можно сорвать с него на мгновение маску. Правда, далеко не каждый взрослый на это способен, тем более ребенок. Хотя, дети изначально интуитивно чувствуют подвох.

А что с твоим ребенком? Интересна ли ему эта тема? Помогает ли твой багаж знаний?

С самого рождения мы (родители) договорились, что я как отец, несмотря ни на что, буду уделять своему ребенку не меньше одного часа в день. При этом, совершенно не важно, как я устал или загружен работой. Не важно, какие проблемы и заботы есть у меня. Я провожу определенное время со своей дочкой, давая маме передышку.

Разумеется, мы проводили вместе много больше времени. В выходные мы могли гулять по 6-8 часов. Посещая всевозможные ярмарки и выставки, в том числе и по рабочим моментам. Мы часто ездили в МГУ, гуляли там по коридорам, рассматривая экспонаты, стенды, породы и минералы.

С самого раннего детства мы постоянно говорили друг с другом. Даже пока доча не умела говорить, мы говорили с ней очень много. Может поэтому она начала рано говорить. И сейчас некоторые взрослые удивляются ее речи и словарному запасу, которым она достаточно легко оперирует.

Основной своей задачей, как родителя, я вижу в привитии постоянного интереса к саморазвитию. К постоянному и самостоятельному поиску новых знаний.

При этом, внимательно наблюдаю за собой со стороны, чтобы не мешать своему ребенку развиваться, контролируя каждый его шаг.

Процесс расставания с дочерью был и остается для меня самой большой трагедией в жизни. Ей было 4 и я переживал этот разрыв намного серьезнее. Потому что обсудил все вопросы с детским психологом. Получив от него наставление, что папа должен быть всегда рядом. Современные средства коммуникации частично снимают эту проблему. Мы много общаемся, занимаемся вместе удаленно, читаем, готовим, кушаем, порой даже работаем вместе, когда доче необходимо мое внимание.

Поэтому сам я переживал разрыв намного болезненнее. Что сделало меня сентиментальнее. Я думал, что стану жестче, но все совсем не так. Сейчас при просмотре фильма в кинотеатре или спектакля в зрительном зале, особенно при сценах взаимоотношение родителей со своими детьми (отца и дочери) я спокойно могу позволить себе плакать на людях. Посчитав это неуместной глупостью или слабостью люди моментально вскрывают уровень своего развития. Меня лично это совершенно не трогает. У инвесторов, достигших определенного уровня развития Капитала имеются некоторые привилегии в жизни. Например, не обращать внимание на окружающих. И моментально исключать из круга своего общения тех, кто не достоин вашего времени.

Отвечая на вопросы озвученные выше я могу сказать, что я стараюсь использовать все свои навыки и умения при воспитании своего ребенка. Говорить о том, насколько это продуктивно я не могу, так как не являюсь не предвзятым критиком.

Ее мама при расставании сказала, что не встречала отцов, лучше чем я. Видимо мужем я оказался не очень…

Тема денег и инвестиций для моей дочи сейчас уже не столь актуальна. Там все просто. Мы закрыли эти вопросы еще в шестилетнем возрасте. И сейчас касаемся их только в момент распределения активов. Оно и хорошо! Думаю, у нас все получится. Основную работу за нас сделает время!

Однажды, в ее 8 лет мы обсуждали один очень важный вопрос касаемо смерти.

Еще при расставании мы договорились, что я займусь своим здоровьем, чтобы прожить намного дольше. Я обещал доче и слежу за этим вопросом. Мои занятия спортом переросли в серьезную тренерскую работу (Воркаут, Паркур, Тяжелая Атлетика и многое другое).

Но мы вернемся к философии жизни.

Я обещал, что проживу максимально долго, но ей придется взять выполнение части моих обязанностей в плане благотворительности на себя. Это не будет занимать много времени при разумном подходе.

И в свои 8 лет, она со слезами на глазах пообещала сделать это.

Я не знаю, как сложатся наши жизни в будущем. И ни в коей мере не буду заставлять ее чем-либо заниматься насильно. Я лишь стараюсь делать некоторые вещи сам, чтобы мой ребенок, мог учиться и у меня тоже.

Я очень стараюсь не мешать своей дочери взрослеть и становиться более самостоятельной. Ну а что из всего этого получится, мы узнаем еще не скоро…

Почему именно школа? Почему не сделать бесплатные курсы онлайн? Я бы к тебе своих детей отправил.

Ну первым ответом будет не только школа. Я веду занятия и в других учебных заведениях и в других населенных пунктах. В основном по приглашениям родителей.

Да, сейчас меня все чаще просят организовать такие занятия для детей в удаленном формате и я собираю заявки на будущее (ничего конкретного не обещая).

Но не все так просто, коллеги. Количество заявок растет и возможно мне придется решать этот вопрос в будущем.

Единственное, когда вы несете добро людям, не каждый способен оценить это должным образом. То есть, некоторые люди не научились говорить спасибо и все поливают грязью.

Другие, желают, чтобы я делал все совершенно бесплатно. Я думаю, как организовать эту работу в будущем. Но она требует от меня большой затраты ресурсов. Поэтому чем-то придется пожертвовать.

Я хотел передать это направление своим «Старичкам», чтобы они вели такие курсы самостоятельно. Но им оказалось интереснее работать со взрослыми!

Поэтому пока есть отдельный курс для взрослых, куда можно записаться, отправив мне личное сообщение в контакте. А также есть сайт, где вся информация хранится в открытом доступе. Как говорится — изучай не хочу.

Бесплатные трансляции я провожу по несколько раз в год на прямых эфирах в Инстаграм, где отвечаю на любые вопросы слушателей.

Плюс, за год мы записываем определенное количество интервью, где я откровенно отвечаю на все вопросы собеседников.

Нас читают ответственные родители. Что они могут дать ребенку с точки зрения финансовой грамотности? Можно ли как-то внедрить твои идеи в рамках отдельно взятой семьи?

Здорово, что нас читают такие родители.

Самое главное, что они могут дать детям — это каждый день собственным примером подтверждать свои слова.

Создать вместе со своими детьми копилки и заниматься их пополнением. Ходить вместе магазин и давать возможность с самого раннего возраста совершать покупки самостоятельно в рамках детского бюджета.

Выдавать карманные деньги ребенку не за выполнение обязанности по дому или за оценки. А просто потому что это ваш ребенок и пока он не в состоянии сам себя обеспечивать финансово.

Иначе все эти рыночные взаимоотношения в семье уничтожат семейные отношения и в старости такой ребенок предъявим вам солидный счет за ваше содержание.

Во всем должна быть гармония. Мы и только мы сами являемся примером для подражания наших детей.

Не стоит менять ребенка. Меняйтесь сами, работайте над своим развитием, бонусом получите развитие ваших детей!

 

  •  
  •  
  •  

4 комментария

  1. Добрый день, Александр!
    Очень хороший материал. Большое спасибо. Меня поразило очень большое сходство в мыслях. Наверное на 80%, может даже чуть выше. Выделил некоторые новые направления, обдумаю.
    Мне кажется очень полезный материал для начинающих, да и не только , если подольше остановиться на мыслях и обдумать. Человек поделился своим опытом -а это бесценная штука, экономит свое ВРЕМЯ. Абсолютно не длинно (быстро это только рекомендации брокеров -купи то, вляпайся в сё, это быстро и без ума).
    Очень хорошо , что есть примеры реальных людей , живущих «в соседнем подъезде» здесь и сейчас, вместе с нами, с которыми можно связаться, придти послушать, составить свое мнение. Это помогает проверить свою систему координат, проверить новые мысли.
    Понравилось именно философия человека, как он формировал свои принципы, которые помогают ему зарабатывать и самое главное долгосрочно зарабатывать. Одной техники для этого мало -нужна выстроенная внутренняя система. Копировать бесполезно и незачем, а вот использовать элементы которые тебе близки для построения своей системы -это да! Очень полезный для меня был материал.

    1. Так приятно слушать слова человека с похожей философией!
      Я помню, когда только начинал заниматься исследованиями рынка, испытывал жесточайший информационный голод.
      Вокруг были только трейдеры и околорыночники, которым очень нравились лишь мои деньги, особенно в момент моего с ними расставания.
      Людей мыслящих долгосрочно было очень сложно найти в этой суматохе.
      И так приятно, что рынок позволяет нам найти друг друга и делиться своим опытом и пониманием устройства этого мира.
      Очень рад нашему знакомству, Дмитрий!
      И от всего сердца желаю всего самого доброго!
      С уважением,
      Саша

  2. Превосходный материал!

    Как любить детей. Шалва Амонашвили

    https://youtu.be/MRo5c0d95kw

    Основные постулаты спикера.

    Верить в безграничность Ребенка.
    Верить в свою безграничность.
    Верить в педагогику любви (в преобразующую силу гуманной педагогики)

    Общаться на равных, используя терпение.

    Еще несколько тезисов со встречи вперемешку с моими мыслями.

    Педагогика в неграмотных руках ограничивает умственные способности детей.

    Люди мыслящие существа.

    Развиваем самостоятельное мышление.

    Образовательный подход, а не возраст открывает возможности.

    Слишком легко не интересно, сложности мотивируют творческие процессы мышления.

    Полюбить ребенка искренне, таким какой он есть.

    Любить величайшим творящим ТЕРПЕНИЕМ.

    Личностные качества (Воля (не безрассудство) и смысл Жизни).

    Воля поможет найти мотив там, где его нет.

    Смысл делиться, творить добро, нести любовь.

    Дети — наши испытания на пути самопознания и человечности.

    Истинное воспитание ребенка в воспитании самих себя (Толстой).

    Сделайте первый шаг, примиритесь, извинитесь.

    Пишите ДНЕВНИК (устраивайте уборку в своей душе).

    Обновляйте любовь (научитесь смотреть шире и глубже начиная с себя и своих близких).

    Будьте романтиками.

    Школа, лестница, Учитель.

    Мама с папой тоже учителя.

    Гуманность (умен) смертный человек, который ищет себя в познании с высшим.

    Ищи в себе свою суть.

    Дети не готовятся к жизни, они ею уже живут.

    Без духовной общности нет воспитания.

    В искреннем сотрудничестве ребенок раскрывается больше.

    В любви ребенок достигает большего.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча. Решите уравнение Капча загружается...

Подпишитесь на нашу рассылку и присоединяйтесь к 583 остальным подписчикам.