Всем добрый день!
Не смог пройти мимо данной статьи (опубликовано здесь). Слова автора помогли вспомнить и о своих мыслях и найти новые ответы, на которые я раньше не обращал внимания. Статья написана 16 февраля 2018 года.
Каждый из нас слышал сказку о потерянном времени, но мало кто задумывался о свободном.
Для большинства Свободное время — это время действительно не занятое повседневной рутиной или работой.
То есть, еще совсем недавно я свободным временем считал время посвященное себе и своей семье, чаще всего это были несколько часов в день после работы, выходные и отпуск.
Сейчас, с точки зрения меня прежнего, в моем распоряжении 24 часа свободного времени. То есть в принципе, я могу позволить себе совершенно ничем не заниматься. Но это же совершенно не интересно, хотя, признаюсь, порой, я и это практикую, когда приходит время восстановить гармонию с собой и миром. То есть просто отдохнуть.
Ну а свободное время превратилось для меня в самозанятое время. Время, когда я сам решаю чем мне себя занять. И так как основные потребности в принципе удовлетворены, то мы переходим на более высокие уровни. Когда уже не существует никаких преград для творчества и своего дальнейшего развития.
Думаю, в такие моменты человек может чувствовать себя по-настоящему счастливым. Что, разумеется, не исключает и других направлений (ступенек) в «пирамиде потребностей», например любить и быть любимым и так далее.
Сама статья:
Урсула Ле Гуин о свободном времени, которого не существует.
Урсула Ле Гуин, 1929-2018, американская писательница, поэтесса, публицист.
В одном из своих поздних эссе американская писательница смело говорит о том, что никакого безделья на самом деле не существует.
Американская писательница Урсула Ле Гуин, покинувшая этот мир в конце января, в последние десятилетия своей жизни много размышляла о своём возрасте, о реальности вокруг себя, о повседневности — о тех обыденных вещах, за пределы которых она выходила в фантастических мирах своих книг.
Свои мысли о реальной жизни писательница излагала в своих онлайн-эссе, а в 2017 году вышел сборник этих эссе — No Time To Spare. Предисловие к сборнику своей публицистики Урсула посвятила проблеме свободного времени. Казалось бы, какая здесь может быть проблема? Если свободное время есть, это прекрасно, а если нет — нужно просто подождать, когда оно появится. Писательница же задумалась об этом, когда отвечала на одну из анкет, присланных ей из Гарварда, и запнулась на вопросе «Чем вы занимаетесь в свободное время?». Под вопросом предлагалось 27 различных вариантов ответа вроде «хожу за покупками» или «играю в гольф», а 28-м вариантом значилось «занимаюсь творчеством (пишу, рисую, фотографирую)». Это обеспокоило Урсулу: даже такая безобидная вещь, как опросник, на первое место ставит прикладные занятия — как будто именно они придают смысл существованию, а не творческие усилия. А если человек занимается творчеством всю жизнь, получается, что он ничем и не занят?
Давайте посмотрим, куда завела мысль известную писательницу, пока она раздумывала об этой анкете как отражении капиталистических ценностей. Приводим перевод отрывка из этого эссе.
Себя я не могу назвать «человеком на пенсии», потому что никогда не работала на какой-либо службе. Я работаю по сей день, пусть и не так активно, как прежде. Я всегда с гордостью считала себя работающей жещиной. Но для гарвардского опросника моя работа — это лишь «творческое занятие», хобби, какая-то деятельность для заполнения свободного времени. Возможно, если бы они знали, что я зарабатываю этим на жизнь, они бы перенесли этот пункт в более престижную категорию. Хотя я в этом сомневаюсь.
Но вопрос остаётся без ответа: чем мы занимаем своё время, когда оно всё — свободное? И есть ли разница между свободным временем, когда тебе 80, и свободным временем, когда тебе 50, 30 или 15?
У детей когда-то было много свободного времени; по крайней мере у детей из благополучных семей. После школы всё их время было свободно (если они, конечно, не занимались всерьёз спортом), и как-то им удавалось с этим временем управляться. В школьные годы у меня были каникулы. Целых три свободных месяца. Никаких определённых занятий. И время после школы. Я тогда читала, писала, зависала с Джином, Ширши и Джойс, бесцельно болталась по округе в собственных мыслях и чувствах… Да, в поистине глубоких мыслях и глубоких чувствах…
Надеюсь, хоть кто-то из современных детей может себе позволить проводить время так же. Знакомые мне школьники сейчас без остановки занимаются программированием и выкраивают в своём плотном графике из детских и спортивных праздников время на очередное мероприятие. Мне хочется верить, что они устраивают себе перерывы и погружаются в них. Порой на каких-то семейных встречах я замечаю, как мой родственник-подросток физически присутствует, он улыбчив, вежлив и внимателен — но как будто где-то не здесь. Я думаю, что как раз в этот момент он поставил свою жизнь на паузу, погрузился в неё и сейчас находится именно там, среди своих мыслей и своих чувств.
Противоположность свободному времени — это, я думаю, занятое время. Я же до сих пор не знаю, что же такое свободное время, потому что моё время всегда чем-то занято.
В моём возрасте всё большее количество сил отбирает поддержание своего физического тела. Это крайне утомительное занятие. Но я всё равно никак не могу взять в толк — где же в моей жизни ничем не занятое время? Я могу быть свободна, а вот моё время — нет.
Мое время полностью и безоговорочно занято сном, мечтами, делами, письмами друзьям и семье, чтением, написанием стихов и прозы, размышлениями, забываниями, шитьём, готовкой, ужинами, уборкой в кухне, толкованием Виргилия, дружескими посиделками, беседами с мужем, выходами в магазин, прогулками (если я могу идти) и путешествиями, йогой, просмотром кино, упражнениями цигун, послеобеденным отдыхом за просмотром комиксов о Krazy Kat с моим собственным настоящим котом, уютно расположившимся у меня на коленях. Пока я занимаюсь всем этим, моё время не свободно. Я не могу потратить его ни на что другое.
Так о чём думали составители той гарвардской анкеты? На следующей неделе мне исполнится 81 год. У меня нет ни минуты свободного времени.
3