«Дофамин — это всегда про предвкушение: он использует счастье как приманку, но не дарит его».

Отличная статья!
Пригодится и большинству взрослых, а не только детям!

Все начинается с семьи!

И если родители не умеют обращаться с деньгами, то нет никакого смысла что-либо требовать от своих детей!
Финансовую культуру, как и культуру потребления мы приобретаем и закладываем в очень юном возрасте.

В тот момент, когда это может показаться невозможным!
Да, именно в таком возрасте все и происходит.

И воспитать в себе позже разумные привычки становится все сложнее с каждым следующим прожитым годом!

Но я хочу сказать, что и это возможно.

Главное, признать, и начать исправлять.
Чем раньше и медленнее, тем лучше. Хотя каждому подойдет свой уникальный подход и метод. Никто лучше нас самих не знает самых действенных внутренних мотиваторов.
Ну а лучшим внешним мотиватором станет нужда. И чем сложнее ситуация, тем сильнее она будет мотивировать выжить. Это уже просто заложено настолько глубоко в рефлексах за миллиарды лет Эволюции всего живого на Земле.

Мы с дочей начали заниматься вопросами финансов практически с рождения.

В два года она расписывалась за меня в банке при внесении средств на депозит.
Она не понимала ничего в тот момент в стоимости. НО уже в том возрасте знала, что мы принесли в банк бумажку с Мишкой.
А через год заберем ее и еще одну бумажку с Большим театром!

И когда в моей жизни наступил сложный период, я ответил доче, что не могу позволить купить себе эти вещи, она сказала пойдем в банк и заберем наши деньги! На тот момент ей было уже 4 года.

Зимой после прочтения книги Пес по имени Мани.
Мы занялись распределением денежного потока и самостоятельным планированием трат.
Я передал ей бумажные деньги и металлические монеты.
Мы все тщательно пересчитали и распределили по разным кучкам.

Надо сказать, что ни одной бумажной она не потратила. (Доча инвестора!!!)
Использовала только лишь мелочь.
Расплачивалась сама в магазинах и в автобусе. (Да, мы передвигались в общественном транспорте, а не на такси, потому что это в 2,5-3 раза дешевле. А чаще вообще гуляли пешком)!
Ну а в магазине я лишь подсказывал, что на эту сумму мы можем позволить купить столько одних товаров и столько то других. Она делала свой выбор и сама расплачивалась.

Кате в этот момент было всего 6 лет.

И о финансах, планировании и о многих других сопутствующих вещах она знает гораздо больше чем 99% жителей нашей страны, в том числе и ее мать!

Сама статья.

Всем хорошего дня!

НА всякий случай перенес саму статью сюда.
Потому что прошлая ссылка пропала.
Просто для сохранности материала.
Новая ссылка на статью чуть выше.

В 1960 году в Стэнфордском университете провели эксперимент. Взрослые раздали дошкольникам по кусочку зефира, а потом сказали, что ненадолго уйдут. Ребята, которые до возвращения взрослого выдержат и не съедят зефир, получат в награду еще один кусочек. Кто съест — не получит ничего.

90% детей съели свой зефир. 10% устояли перед соблазном.

Видео более позднего эксперимента с теми же условиями

Ученые выдвинули гипотезу: те дети, которые не съели зефир, лучше контролируют свои желания и способны добиться больших успехов.

Гипотеза подтвердилась. Через 50 лет ученые снова встретились с этими детьми. Те, кто выдержал и не съел зефир, добились высоких профессиональных результатов. Остальные стали клерками или низкооплачиваемыми рабочими.

Эксперимент показал, что самодисциплина — важный фактор успеха для детей. Умение отказаться от сиюминутной выгоды в пользу будущей награды определяет дальнейшую судьбу.

У меня растут двое мальчишек, и я тоже хочу, чтобы они стали финансово грамотными и успешными людьми. Я знаю, как им в этом помочь.

Никогда не покупать сразу

Начнем с формирования полезных привычек. Я хочу научить ребенка обдумывать каждую покупку и не поддаваться сиюминутным желаниям.

Большинство детских покупок — спонтанные: увидел, захотел, купил. Дети зависают возле полок с игрушками и начинают канючить: «Ну купи!» Такое поведение раздражает, но дети не виноваты.

Полки с игрушками вызывают всплеск дофамина — гормона, который вызывает удовольствие от предвкушения покупки. Одна из функций дофамина — чтобы человек делал всё хорошее. Если часть мозга думает, что игрушка — это хорошо, она начисляет дофамина, чтобы сообщить о предстоящей радости всем остальным отделам.

Мозг подстрекает: «Смотри, какая игрушка! Игрушка — это хорошо. Вот чего тебе не хватает для счастья». Дети испытывают эйфорию от предвкушения покупки. А после самой покупки эйфория пропадает.

Дети испытывают эйфорию от предвкушения, а не от самой покупки

Функция дофамина — лишь подтолкнуть человека к хорошему, а дальше пусть разбираются другие отделы мозга. Поэтому эйфория после покупки длится недолго: пока не распечатана коробка, не собран конструктор, не нажаты все кнопочки или не исследованы все возможности новой игрушки. Дофамин — это всегда про предвкушение: он использует счастье как приманку, но не дарит его.

Купленная игрушка вскоре перестает радовать: в ней больше нечего предвкушать, она понятная и знакомая. Мозгу требуется новая доза дофамина. Частые необдуманные покупки провоцируют психологическое привыкание: мозг приходится постоянно подкармливать.

Давайте перехитрим мозг: не будем покупать игрушку в тот же день, а предложим ребенку занести ее в список желаний. Фокус в том, что дофамин вырабатывается даже тогда, когда мы планируем долгожданную покупку или мечтаем о ней. Можно даже предположить, что предвкушение слаще, чем сама покупка.

Когда мой шестилетний сын просит купить ему очередную машинку, я предлагаю занести ее в список желаний. Раз в две недели мы пробегаемся по списку и сын выбирает, какую игрушку он хочет больше всего.

Список желаний для дошкольниковPDF,  1,1 МБ

Дети постарше могут вести такой список:

Список желаний для школьниковPDF,  33 КБ

Список желаний учит ребенка расставлять приоритеты и обдумывать свой выбор. Мозг всё еще заведен предвкушением покупки, ребенку всё еще не терпится заполучить новую игрушку, но теперь он анализирует свои желания и подвергает их осознанной критике.

Постепенно ребенок научится управлять своими желаниями и отделять важное от второстепенного. А пока пусть наслаждается дофаминовым сэндвичем из предвкушения и самоанализа.

Дать возможность распорядиться деньгами

Мы научили детей вести списки желаний, в которых ребенку приходится обдумывать приоритеты. Следующая задача — ввести еще одну степень свободы: чтобы ребенок мог обдумывать не только приоритеты, но и бюджет.

Часто свои первые карманные деньги дети спускают на мелочевку: жвачки, сладости, наклейки. Сколько получил — столько потратил. Пока что они не знают ничего о планировании и самоконтроле, потому что нужные для этого отделы мозга еще недостаточно тренированные.

Предложите ребенку самостоятельно распорядиться выделенным бюджетом в долгосрочной перспективе. Если вы даете ребенку 250 рублей в неделю на карманные расходы, покажите ему, что можно купить, если тратить их не сразу.

Что выбираешь?

Ребенок не сразу сможет сделать рациональный выбор. Не переживайте, со временем он этому научится. Помогайте ему: задавайте наводящие вопросы, предлагайте варианты, но не давите и не навязывайте свое мнение. Критика только отобьет желание ребенка делиться своими мыслями и решениями.

Ребенку поможет, если вы своим поведением будете тоже демонстрировать выдержку и способность к долгосрочному планированию. Мальчику трудно формировать самоконтроль, когда он вместе с папой стоит в очереди на старт продаж седьмого Айфона. В семьях, где к покупкам подходят рационально, дети сами постепенно учатся самоконтролю и долгосрочному планированию.

Помочь составить план

Итак, ребенок сделал выбор. Пора от желаний переходить к конкретным действиям. Нужен план.

Хороший план похож на карту: мы смотрим на него и решаем, как быстро и с минимумом издержек добраться до конечной точки. Прикидываем варианты и набрасываем маршрут.

Мои дети мечтают купить ролики. Чтобы их мечта не затерялась среди многих других, мы составили план и превратили его в игру. Нарисовали гоночный трек, приклеили конверт для денег и повесили на холодильник, чтобы почаще мозолил глаза. Красный магнит превратился в гоночную машинку. Каждый отложенный рубль приближает ее к кубку. Смотрите, в копилке тысяча рублей — машинка прошла уже четверть пути.

freeze

План с дорожкойPDF,  380 КБ

С подростками можно без машинок. Пусть запишут свои еженедельные доходы и расходы. Так они поймут, сколько им откладывать на желанную вещь и как приблизить момент покупки.

Финплан для подростковPDF,  41 КБ

В качестве альтернативы можете предложить готовую эксельку : она автоматически рассчитает сроки накопления и подскажет, сколько в месяц откладывать, чтобы приблизить мечту.

Калькулятор для быстрых расчетов:

Детальный финансовый план:

Шаблон финпланаXLS, 16 КБ

Планирование развивает у ребенка полезную привычку: он учится ставить реалистичные цели, разбивать их на этапы и достигать. Это не каждый взрослый-то умеет.

Позволить накопить

Мы подошли к финалу. У ребенка есть список желаний, он выбрал цель, составил план, осталось главное — накопить. Вручим ему полезные инструменты.

Малышам в качестве первой копилки вовсе не обязательно преподносить керамическую хрюшку. Подойдет и пластиковый контейнер.

Отсыпьте туда первоначальный капитал и каждый день или неделю выдавайте ребенку «карманную зарплату». Пусть откладывает.

Можете приклеить на копилку такую наклейку. Малыш научится подсчитывать деньги и не забудет о цели.

Наклейка на копилкуPDF,  1,8 МБ

Дошкольникам еще сложно концентрироваться на долгосрочных целях, поэтому лучше, если на игрушку придется копить не больше месяца. Ваша задача сейчас — помочь ребенку понять, что понравившуюся игрушку не всегда можно купить прямо сейчас. Иногда нужно время, чтобы на нее накопить.

Школьники уже выросли из копилки, предложите им хранить деньги в конверте. А лучше — в двух. Пусть разделят «получку» на две части: одну часть положат в конверт «Коплю», другую — в конверт «Трачу».

Конверт «коплю»PDF,  380 КБ

Конверт «трачу»PDF,  378 КБ

Чтобы конверты получились нужных размеров, укажите в настройках печати масштаб 100% — тогда деньги точно влезут в конверт

Все расходы можно записывать прямо на конверте: они не потеряются, а в конце недели ребенок увидит, на что ушли деньги.

Поощряйте ребенка за успехи и не ругайте, если что-то пошло не так. Например, к каждым отложенным 500 Р добавляйте еще 100 Р. Если у ребенка не получается накопить денег, обсудите, в чём проблема. Может, цель слишком далека от реальности или он много тратит на булочки и шоколадки, потому что в школе кормят невкусно и он не наедается.

И еще. Присматривайтесь к талантам ребенка, не жалейте денег на их развитие. Любимое дело — путь к финансовой независимости.

Запомнить

  1. Не покупайте ничего по первому требованию. Покупка должна быть осознанной и желанной.
  2. Позвольте ребенку выбирать. Не давите.
  3. Помогите составить наглядный план.
  4. Не покупайте сами — предложите накопить.
  5. Заведите ребенку два конверта: один — для трат, другой — для накоплений.
  6. Не бойтесь ошибок и неудачных трат — это цена финансовой грамотности.
  •  
  •  
  •  
  •  

2 комментария

    1. Исправил. И на всякий случай скопировал сам текст статьи.
      А то вдруг опять пропадет.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Подпишитесь на нашу рассылку и присоединяйтесь к 151 остальным подписчикам.